В соответствии с исполнением решения Научно-технического совета ОАО «РЖД» «О развитии тяжеловесного движения на железнодорожном транспорте» специалистами ОАО «ВНИКТИ» были проведены испытания по воздействию на путь поездов массой 7100 т при вождении на пути со сложным продольным профилем: на подъемах и спусках с реализацией режимов тяги и торможения.
В августе 2014 года участке Иркутск – Слюдянка Восточно-Сибирской ж. д. организованы новые масштабные испытания по воздействию на путь поездов массой 6300 и 7100 т.
Для проведения испытаний на перегоне Иркутск – Слюдянка (перевальный участок перед озером Байкал) были выбраны три кривые радиусом 300–400 м с железобетонными шпалами на подъеме (5235 км), на спуске (5279 км) с уклонами до 17 ‰, а также на площадке (5284 км). Таким образом, было образовано 3 бригады испытателей: одна размещалась в Иркутске, две другие – в Слюдянке. На каждом участке регистрировалось 64 показателя воздействия на путь: боковые и вертикальные силы от колес на рельсы, напряжения в кромках подошвы рельсов, отжатия рельсов и перемещения шпал.
Масштабность испытаний заключалась в организации 4 опытных поездок двух грузо-вых поездов массой 7100 т, состоящих из вагонов с осевой нагрузкой 25 тс, и одного грузового поезда массой 6300 т, состоящего из вагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс. Три груженных углем состава 4 раза провозили по маршруту Иркутск – Слюдянка и обратно, что составило около 300 км. Для вождения каждого поезда использовали 4 секции электровоза ЭС5К в голове состава и 3 секции в хвосте. Скорость движения поездов была максимально допускаемая на опытных участках и составила 60 км/ч.
По результатам испытаний были разработаны режимные карты вождения поездов массой 7100 т с повышенной осевой нагрузкой вагонов по пути сложного профиля.