ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод» изготовил в 2014 году новый тепловоз с гидропередачей ТГ16М. Тепловоз предназначен для эксплуатации как на широкой колее 1520 мм, так и на узкой 1067 мм, что позволяет обновить локомотивный парк на о. Сахалин. По сравнению со своим предшественником, тепловозом ТГ16, новый локомотив мощнее, экономичнее, эффективнее, в том числе по безопасности движения.
Сотрудниками ОАО «ВНИКТИ» тепловоз ТГ16М был подвергнут различным испытаниям, в том числе ходовым динамическим и по воздействию на путь на колее 1520 мм на участке Голутвин – Озеры Московской ж. д. и на колее 1067 мм на инфраструктуре о. Сахалин.
Испытания ТГ16М на о. Сахалин начались в ноябре 2014 года. Дополнительные трудности создали непредсказуемые погодные условия острова. В начале ноября при ясной погоде и температуре +10–16ºС был установлен датчик на пути (в прямом участке, кривых радиусом 600 и 300 м и стрелочном переводе по боковому направлению). Потом пошел небольшой снег, но это не помешало проведению динамических и по воздействию на путь испытаний в прямых и кривых участках. Далее должны были состояться испытания на стрелке, но накануне в ночь прошел циклон: ветер ураганной силы размыл в прибрежных участках пути балласт, а на станции Корсаково затопило путь до 1 м. Датчики оказались под водой. Когда после ненастья вода сошла, датчики оказались работоспособными, и это позволило успешно завершить испытания на этом участке пути и эксперимент в целом.
По результатам динамических и по воздействию на путь испытаний тепловозу ТГ16М установлена скорость движения 100 км/ч как на широкой, так и на узкой колее.