Полигон эксплуатации газотурбовозов будет расширен. Такое решение было принято вчера на заседании Научно-технического совета ОАО «РЖД», которое провёл президент компании Олег Белозёров.
Положительный опыт, который накоплен на Свердловской дороге, позволяет сделать вывод о целесообразности поэтапного внедрения газомоторных локомотивов на участках Войновка – Тобольск в 2018–2019 годах, Войновка – Сургут в 2019–2020 годах и Войновка – Лимбей (Коротчаево) с 2020 года. Как отметил старший советник президента компании Валентин Гапанович, «за период эксплуатации газотурбовозов ГТ1h-001 и 002 в 2013–2017 годах ими выполнена грузовая работа в объёме 530,2 млн ткм брутто, а экономия затрат при использовании газотурбовозов по сравнению с тепловозами 3ТЭ116У составляет 18,3%».
Этот опыт ОАО «РЖД» рассматривался при подготовке постановления Правительства РФ по переводу автомобильного, железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта на использование газомоторного топлива, которое принято 31 марта 2017 года. Цель его – стимулирование использования на всех видах транспорта газомоторного топлива, ресурсы которого у нас огромны. В связи с этим ОАО «РЖД» планирует в перспективе увеличить парк магистральных газотурбовозов и маневровых газотепловозов, использующих сжиженный природный газ, до 91 единицы. До 1 ноября 2017 года компания определит оптимальную экономическую модель использования газотурбовозов. При этом определят, какой из вариантов выгоднее для компании – приобретение локомотивов за счёт инвестиционной программы ОАО «РЖД» или покупка услуги локомотивной тяги у владельца газотурбовозов. При первом варианте нужно будет сразу оплатить производителю стоимость газотурбовоза, а во втором локомотив будет собственностью другой компании, а РЖД будет оплачивать услугу тяги – за локомотиво-километр пробега.
Но в любом случае платить будут за качественную технику. Газотурбовоз зарекомендовал себя в целом как надёжная машина. Отказов у газовой турбины не было. А вот приборы безопасности, радиостанции, системы сигнализации, осветительные приборы, которые на нём установлены, дают более 54% отказов. Не решена и проблема выхода из строя тяговых электродвигателей, произведённых в Харькове. Ещё одним элементом, требующим срочного импортозамещения, оказался производимый в Швейцарии криогенный насос, не выдерживающий заявленные сроки службы.
Но основными проблемами, выявленными при опытной эксплуатации, стала нехватка газозаправочных станций – ближайшая находится от полигона эксплуатации в 106 км, а на перспективном полигоне длиной 1230 км Войновка – Лимбей заправочная инфраструктура вообще отсутствует. А там, где она есть, заправки находятся на путях необщего пользования, за проезд по которым приходится платить.
Расчёты, приведённые генеральным директором АО «ИЭРТ» Фёдором Пехтеревым, говорят, что грузопотоки на сети дорог будут расти, поэтому полигоны использования газотурбовозов должны непрерывно расширяться. Одним из перспективных направлений предлагается вывоз грузов поездами весом до 6000 тонн через Северный широтный ход Коротчаево – Надым – Обская на полигон Северной дороги.
Артур Берзин
Источник:http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1371875&archive=2017.04.26