Магистральный газотурбовоз ГТ1h-002 после подконтрольной эксплуатации на Свердловской дороге получил сертификат соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза.
Пока единственным полигоном на сети дорог, где используются мощные газотурбовозы ГТ1h, остаётся Свердловская дорога. Сегодня первый и второй газотурбовозы водят поезда массой от 6000 до 9000 тонн на участке Егоршино – Алапаевск – Серов-Сортировочный. Опыт их эксплуатации свидетельствует о перспективности развития этого вида тяги ввиду его высокой мощности и дешевизны используемого топлива. Кроме того, количество выбросов от газотурбовоза в 4–5 раз меньше, чем от сопоставимого по мощности тепловоза.
На заседании НТС и Научно-образовательного центра «Поршневое двигателестроение и спецтехника» МГТУ имени Н.Э. Баумана представители ОАО «РЖД», АО «ВНИКТИ», ПАО «Кузнецов», ОАО «Волжский дизель имени Маминых» вели разговор о том, как расширить полигон эксплуатации локомотивов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ).
По мнению генерального директора АО «ВНИКТИ» Валерия Коссова, необходимо разработать нормативную базу по использованию СПГ, включая требования к составу и качеству СПГ и методику его проверки, а также создать сеть пунктов экипировки газомоторных локомотивов. Помимо этого нужно ускорить принятие закона «Об использовании газового моторного топлива». Валерий Коссов считает, что необходимо установить систему преференций для предприятий, производящих и эксплуатирующих технику на газомоторном топливе. Например, нулевую ставку ввозной таможенной пошлины на импортируемое оборудование, предназначенное для производства, хранения и использования СПГ. «Газпром» обещает произвести его столько, сколько потребуется, но пока нет сети заправок.
Разумеется, многое зависит от цен на рынке моторного топлива. Развитие нового вида тяги будет целесообразным, если максимальная цена за тонну СПГ будет составлять не более 50% стоимости тонны дизельного топлива.
– Отмечу, что программа «Обновление тягового подвижного состава» направлена на поддержание тяговых ресурсов компании «РЖД», – сказал начальник отдела новой техники Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» Юрий Газизов. – Закупка же инновационных локомотивов с высокой рентабельностью в эксплуатации, таких как газотурбовоз ГТ1h, рассматривается компанией в рамках специальных комплексных инвестиционных проектов развития с использованием контрактов жизненного цикла.
При этом, по его словам, строительство пунктов экипировки ПАО «Газпром» будет синхронизировано с поставками в ОАО «РЖД» новых газомоторных локомотивов. В этом случае проект обеспечит максимальный эффект для компании.
Конструкторы и учёные заявили о своей готовности предложить ОАО «РЖД» новейшие разработки для газотурбовозов ГТ1h и газотепловозов ТЭМ19. А в МГТУ имени Н.Э. Баумана предложили создать научно-производственный кластер, ориентированный на разработку и эксплуатацию локомотивов, использующих СПГ как моторное топливо.
Карен Агабабян
Источник: http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1362938&archive=2017.01.27