План технологического прорыва
В последние годы холдинг занимает передовые позиции по многим показателям, лидирует в развитии технологий. Всё это не в последнюю очередь стало возможным благодаря плану научно-технического развития (НТР) ОАО «РЖД». О его реализации в 2023 году, задачах на 2024-й наш разговор с начальником Департамента технической политики Владимиром Андреевым.
– Владимир Евгеньевич, что представляет собой план НТР?
– Это инструмент реализации 11 направлений научно-технологического развития, определённых «Белой книгой ОАО «РЖД» и Долгосрочной программой развития РЖД. Почти половина проектов направлена на развитие и обслуживание инфраструктуры и подвижного состава, примерно треть – на разработку и актуализацию нормативной базы. Оставшаяся доля охватывает транспортно-логистические системы, повышение безопасности движения, внедрение интеллектуальных систем управления перевозочным процессом, в том числе беспилотных, развитие железнодорожной электросвязи и других направлений.
– Сколько разработок провели в прошлом году?
– В 2023-м выполнялось 319 работ, 146 из них завершены, оставшиеся 173 продолжаются в этом году. О масштабах работы говорит то, сколько разработано и актуализировано нормативных документов: 164 наименования, включая национальные, межгосударственные, корпоративные стандарты, различные стратегии, концепции, инструкции и правила.
Завершили разработку девять СТО (стандарты организации. – Ред.), семь ГОСТов, пять документов в сфере стратегического планирования, 55 других документов, оказывающих прямое влияние на развитие РЖД. В частности, Российская академия наук представила итоговую редакцию Концепции единой технической политики. Провели актуализацию «Белой книги ОАО «РЖД», разработку Долгосрочного плана электрификации железных дорог до 2050 года, Концепции организации экспертной деятельности, Экологической стратегии.
– Сколько предстоит сделать в этом году?
– План НТР на 2024-й принят правлением компании в декабре 2023 года. По данным на конец января, он включает 194 работы (с учётом перешедших с прошлого года. – Ред.). Но, безусловно, документ будет дополняться в соответствии с возникающими перед железнодорожниками новыми вызовами.
– Кто выполняет работы?
– Основные исполнители – дочерние организации холдинга. Статистика такова, что за два предыдущих года на них приходится примерно две трети всех проектов.
Ставка на собственные институты объясняется их высокими профильными компетенциями, лабораторной базой, авторитетными научными школами. При этом достаточно широко привлекаются научные и образовательные учреждения внешнего контура, в том числе РАН, МГУ, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, компания «Иннопрактика», транспортные вузы – более 35 организаций.
– Особенность плана НТР в последние годы – ориентация на выполнение крупных долгосрочных проектов. К числу таких относится изучение взаимодействия в системе колесо – рельс. Что даёт это исследование?
– В 2024 году ВНИИЖТ вместе с пулом партнёров, среди которых Департамент технической политики, Центральная дирекция инфраструктуры, ВНИКТИ, ПГУПС, СамГУПС, завершает начавшиеся в 2021-м исследования по комплексному проекту «Колесо – рельс». Разрабатывается комплекс мероприятий, способствующих снижению силового взаимодействия между колёсами и рельсами, что приведёт к увеличению срока службы пути, колёсных пар вагонов и бандажей локомотивных колёс.
Среди важных практических результатов выделю апробацию нового криволинейного профиля вагонных колёс «Унисон». Испытания показали снижение темпов износа гребня на этом профиле в 2,5 раза за счёт существенного снижения контактного давления и перехода преимущественно на одноточечный контакт. Сейчас стартует широкий эксплуатационный эксперимент по внедрению этого профиля на сети.
К не менее значимым итогам следует отнести полученные данные об уровне взаимосвязи силового взаимодействия в системе колесо – рельс с устройством кривых и реализуемыми скоростями движения. Так, выявлено, что оптимизация непогашенного среднего ускорения грузового поезда в диапазоне ±0,15 м/с2 за счёт корректировки возвышений в кривых радиусом менее 650 м на Восточном полигоне ведёт к заметному снижению износа колёс и рельсов.
Технико-экономическая оценка всего комплекса разработанных мероприятий позволит установить экономический эффект для различных хозяйств и участников перевозочного процесса. В том, что эффект будет, сомнений нет.
В процессе работы был получен ряд дополнительных результатов, которые уже нашли отражение в нормативной документации. В частности, проведена актуализация допускаемых скоростей движения по рельсам с боковым износом, разработана методика определения боковых сил, действующих на путь, получена необходимая база для введения новых норм воздействия на путь в случае тяжеловесного движения.
– Перспективной работой, включающей в себя инновационные решения, является проект «Цифровая железнодорожная станция» (ЦЖС), реализуемый в пилотном режиме на станции Челябинск-Главный. На каком этапе он находится?
– Проект реализуется в рамках плана НТР и инвестиционного проекта НИОКР. В 2023 году запроектированы: система контроля сохранности элементов подвижного состава «Элемент»; комплекс компьютерного зрения для контроля занятости сортировочных путей; комплекс позиционирования и контроля закрепления составов. Проведена модернизация систем электрической централизации в пяти парках станции. Разработана структурная схема организации связи, проведены расчёты потребляемой мощности оборудования, определены схемы межмодульного взаимодействия. Также выработаны основные технические решения и разработана конструкторская документация на инфраструктурные модули ЦЖС.
В этом году будет создана методологическая база для реализации модуля автоматического управления процессом организации текущего содержания, ремонта пути и его обустройств, будут закончены научно-практические работы для обеспечения реализации проекта ЦЖС в целом.
Планируется полностью завершить оснащение системой «Элемент» пяти подходов к станции, закончить внедрение комплекса контроля свободности пути в парке «Г» и комплекса компьютерного зрения для контроля занятости сортировочных путей в парках «Д» и «С», строительство сети передачи данных оперативно-технологического назначения.
В 2024 году также будет завершена разработка всех опытных образцов инфраструктурных модулей ЦЖС, за исключением системы контроля состояния подвижного состава в пунктах технической передачи. Разработка её опытного образца предусмотрена в 2025 году. После завершения пилотного проекта его тиражирование будет проведено на 25 крупных сортировочных станциях.
– В каких ещё областях готовятся к внедрению прорывные проекты?
– Отмечу разработку конструкции и технологий содержания пути, обеспечивающих наработку 2,5 млрд тонн брутто пропущенного тоннажа. В 2023-м разработана концепция системы технического обслуживания, сформирована модель оценки стоимости жизненного цикла конструкции пути. Начата опытная эксплуатация элементов новой конструкции пути на Экспериментальном кольце в Щербинке. В этом году планируется укладка опытных участков на перегоне Заозёрная – Камала Красноярской дороги. Масштабирование новой конструкции предусматривается в 2026–2035 годах на особо грузонапряжённых участках сети общей протяжённостью около 16 тыс. км.
В целом научно-техническое развитие РЖД охватывает значительную область производственной деятельности и попутно задаёт темпы обновления разных отраслей отечественной промышленности – от химической и электронной до металлургии и машиностроения. Разработка высокоскоростного электропоезда и конструкций пути для ВСМ, инновационный подвижной состав, включая водородный, автоматические локомотивы сортировочных станций и беспилотные летательные аппараты – наша актуальная повестка и задача ближайших лет.
Гудок Выпуск № 19 (27841) 12.02.2024 | 4 полоса | Первые лица | Александр Зубов