Для развития Восточного полигона разработаны стандарты
Ключевые технические документы учитывают все перспективные технологии железнодорожного машиностроения
ОАО «РЖД» раньше времени завершило выполнение поручений президента России по разработке межгосударственных и национальных стандартов для развития железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба за счёт применения в будущем отечественных инновационных вагонов и тяги с улучшенными технико-экономическими характеристиками.– Вячеслав Леонардович, в чём суть поручений главы государства?
– В 2021 году в числе поручений правительству по вопросам развития железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба на территориях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов был вопрос о разработке и внедрении стандартов, обеспечивающих поэтапный переход к использованию отечественных инновационных вагонов и тяги с улучшенными технико-экономическими характеристиками, в том числе отвечающих международным экологическим требованиям. Минтрансом был определён перечень необходимых к разработке стандартов, а ОАО «РЖД» было поручено разработать к декабрю 2023 года два межгосударственных и два национальных стандарта. Поставленная задача решена с опережением установленного срока на два месяца.
– Что было сделано?
– Департаментом технической политики ОАО «РЖД» во главе с заместителем начальника департамента Ларисой Никольской и отделом стандартизации и технической документации проведена работа, обеспечивающая эффективный процесс разработки стандартов, указанных в поручении Минтранса. При непосредственном участии профильных подразделений и филиалов ОАО «РЖД», а также научного отраслевого комплекса холдинга «РЖД» – ПКБ ЦТ, ВНИИЖТ и ВНИКТИ – проработаны технические решения, которые в дальнейшем были заложены в разработанных стандартах.
В декабре 2022 года введён в действие ГОСТ Р 70581–2022 «Инновационный железнодорожный подвижной состав. Критерии инновационности и порядок разработки». Впервые в документе по стандартизации были установлены критерии инновационности и признаки для отнесения железнодорожного подвижного состава к этой категории. В числе критериев – соответствие железнодорожного подвижного состава приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники России, научно-техническая новизна, наукоёмкость и экономическая эффективность применения.
Отдельно в стандарте выделены грузовые вагоны, для которых отнесение к инновационному железнодорожному подвижному составу определяется соответствием критерию экономической эффективности.
В дополнении к отмеченному здесь же определён порядок разработки инновационного железнодорожного подвижного состава, что всегда вызывало достаточно жаркие дискуссии до введения в действие стандарта, о котором мы сейчас с вами говорим.
В сентябре текущего года приказом Росстандарта утвержден и введён в действие ГОСТ Р 70937–2023 «Интеллектуальные системы автоматического мониторинга и диагностики грузовых вагонов. Общие технические требования». Стандарт направлен на улучшение технико-экономических характеристик инновационных грузовых вагонов и развитие интеллектуальных бортовых систем технического диагностирования, которые, в свою очередь, позволяют в режиме реального времени контролировать параметры технического состояния узлов грузового вагона и перевозимого им груза.
В сентябре введено в действие Изменение № 1 ГОСТ 33754–2016 «Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов автономного тягового и моторвагонного подвижного состава. Нормы и методы определения».
В ходе этой работы была непосредственно проведена актуализация метода оценки, учёта и прогнозирования выбросов вредных веществ, в том числе для локомотивов с газотурбинными силовыми установками.
Актуализация части положений, вошедших в изменение, в первую очередь способствует гармонизации отечественной нормативно-методической базы с мировой и содействию соблюдения требований Технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС 001/2011).
При этом в процессе работы была получена обратная связь от предприятий железнодорожного транспорта – основных пользователей ГОСТ 33754–2016, которая в последующем была учтена в проводимом изменении.
31 октября вступил в силу ГОСТ 35020–2023 «Тепловозы магистральные, работающие на сжиженном природном газе. Общие технические требования» – последний из перечня стандартов, разработка которых была поручена ОАО «РЖД».
В ходе его создания проведена кропотливая работа по определению технических требований к перспективному автономному подвижному составу, возвращено ранее применявшееся понятие тендерной секции тепловоза в качестве вагона с ёмкостью, используемой для хранения запаса топлива. Для тепловозов определены такие термины, как тяговая, бустерная и тендерная секции.
При этом важно отметить, что требования для магистральных тепловозов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ), унифицированы с уже эксплуатируемым подвижным составом и сделан акцент на параметрах, связанных с особенностями применением СПГ в качестве топлива.
Благодаря работе слаженной команды – работников компании и подразделений научного отраслевого комплекса холдинга «РЖД» – поручение президента исполнено на два месяца раньше установленных сроков. Также хочется поблагодарить всех участников транспортного рынка России, технический комитет по стандартизации ТК 45/МТК 524 и железнодорожные администрации стран СНГ, занятых в работе по стандартизации на железнодорожном транспорте.