Во исполнение протокола № 3 от 09.06.2014 заседания Научно-технического совета ОАО «РЖД» «О развитии тяжеловесного движения на железнодорожном транспорте» в соответствии с поручением Старшего вице-президента ОАО «РЖД» В. А. Гапановича от 23.12.2014 в феврале-марте 2015 года ОАО «ВНИКТИ» совместно со специалистами ОАО «ВНИИЖТ» и ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» проведены динамические и по воздействию на путь испытания грузовых поездов массой 6300, 12000, 12600 и 14200 т на участке Белореченская – Майкоп Северо-Кавказской ж. д. при различных видах торможения с целью формирование новых критериев для оценки возможности безопасного вождения поездов повышенной массы и длины.
Масштаб испытаний поразителен: поезд весом 12000 тс включал в себя четыре секции электровоза ВЛ80С, 128 груженых до осевой нагрузки 23,5 тс грузовых полувагонов (а в поезде весом 12600 тс – 134 полувагона), а также тягово-энергетическую лабораторию в голове поезда и тормозоиспытательный вагон в хвосте поезда. Общая длина поезда была более 2 км, так что перед началом опытных поездок со станции Майкоп город вставал в большую пробку, так как все железнодорожные переезды, кроме одного, оказывались перегороженными этим поездом.
Масштабными были и объекты исследования: две секции электровоза ВЛ80С, находящегося в середине сдвоенного поезда в месте максимального действия продольных сил, а также три следующих за ним грузовых полувагона были оборудованы датчиками для определения горизонтальных и вертикальных сил, действующих на экипаж, и датчиками относительных перемещений экипажных частей с целью изучения кинематической установки тележек и кузова электровоза и полувагона в рельсовой колее при действии продольной силы. Кроме этого, три опытные кривые перегона Белореченская – Майкоп на длине 100 м каждая были оборудованы датчиками для измерения напряжений в кромках подошвы рельсов, а также сил, передаваемых от колеса на рельсы. Торможения поездов массой 12000 и 12600 т выполнялись на участке от Майкопа до Белореченской на уклонах 3,4 и 3,8 ‰ в кривых и прямых участках пути.
По результатам испытаний был дан «зеленый» свет объединению поездов массой 6300 т в период организации «окон» для ремонта объектов инфраструктуры, для решения других важных вопросов при организации пропуска поездов повышенной массы и длины и отменены очень серьезные технико-экономические ограничения для эффективной организации грузовых перевозок на сети железных дорог, так как «массовые», тяжелые грузы перевозятся в наиболее распространенных поездах массой 6300 т.