История

1920 - 1930 годы

Россия - родина магистральных тепловозов. В 20-30-е годы двадцатого века разработкой и постройкой локомотивов с дизельным двигателем в нашей стране занимались многие организации и предприятия. Особенно большой опыт был накоплен Коломенским паровозостроительным заводом. После войны к строительству тепловозов приступили в Харькове и Ворошиловграде.

1950-е годы

Однако в начале 50-х годов стало очевидным, что без проведения научных исследований построить надежные и экономичные локомотивы не удастся. В связи с этим в 1956 году на базе Центральной научно-испытательной лаборатории транспортного машиностроения, основанной в 1947 году на площадях Коломенского завода (первый научный руководитель лаборатории - главный конструктор Л.С.Лебедянский), был создан Всесоюзный научно-исследовательский тепловозный институт (ВНИТИ), в 2002 году переименованный во Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава (ВНИКТИ).

С момента основания и по настоящее время институт совместно с заводами, МПС (ныне ОАО «РЖД») выполняет многочисленные работы, связанные с созданием, внедрением и совершенствованием тепловозной тяги на железнодорожном транспорте.

1966 году

С 1966 года специалисты ВНИКТИ занимаются исследованиями в области специального подвижного состава (СПС). За прошедшие годы были проведены всесторонние научные исследования вопросов динамики и прочности подвижного состава, регулирования и управления работой дизеля и передачей тяги, проблем взаимодействия колеса и рельса. Подготовлено большое количество программ и методик динамико-прочностных, тягово-теплотехнических, тормозных, электротехнических, аэродинамических и других видов испытаний локомотивов, их систем и агрегатов.

Создано уникальное стендовое хозяйство, которое позволяет испытывать практически всё оборудование тепловозов, СПС и другого подвижного состава. Разработаны, построены, испытаны и внедрены многочисленные конструкции узлов экипажных частей подвижного состава, электрооборудования и микропроцессорных систем управления, главных рам, кузовов и кабин, рабочих органов СПС, систем дизеля.

1993 году

После перехода в 1993 году в Министерство путей сообщения ВНИКТИ еще более плотно занялся вопросами железнодорожной тематики. В условиях отсутствия поставок новой техники специалисты института совместно с другими исследовательскими, проектными организациями и заводами разработали ряд проектов модернизации эксплуатируемого подвижного состава: тепловозов М62, 2ТЭ10М, 2ТЭ116, ЧМЭ3, ТЭМ2, электровозов ВЛ80С и ЧС2. Это позволило продлить срок службы локомотивов и повысить их технико-экономические показатели.

Одновременно на модернизируемом подвижном составе внедрялись и отрабатывались новые разработки института: микропроцессорные системы регулирования и диагностики, поосное регулирование силы тяги, унифицированные пульты управления и система регулирования температуры теплоносителей дизеля, преобразовательная техника на IGBT-транзисторах для привода асинхронных электродвигателей и многое другое. Значительная экономия средств достигается применением на железных дорогах России рельсосмазывателей конструкции ВНИКТИ.

2001 - 2006 годы

Накопленный опыт позволил активно включиться в работы, связанные с проектированием и постройкой локомотивов нового поколения. В 2001 - 2006 годах ВНИКТИ совместно с заводами «Трансмашхолдинга» (Брянским машиностроительным и Коломенским тепловозостроительным) участвовал в разработке новых тепловозов: маневрового ТЭМ21 с передачей переменно-переменного тока, магистральных грузовых 2ТЭ25К и 2ТЭ70, а также пассажирских ТЭП70БС и ТЭП70У.

Технические предложения специалистов института легли в основу конструктивного исполнения первого российского грузового магистрального тепловоза с асинхронным тяговым приводом 2ТЭ25А «Витязь» мощностью 5 тыс. кВт.

2004 - 2004 годы

В 2004 - 2005 годах создана новая тележка для грузовых вагонов с нагрузкой на ось 25 тс и скоростью движения до 120 км/ч.

Постоянно ведутся научно-исследовательские работы, связанные с выпуском новой техники для путевого хозяйства.

2004 - 2007 годы

В 2004 - 2007 годах разработаны: фрезерный модуль для обработки сварных швов рельсовых стыков, виброгрохот с улучшенными технологическими параметрами, система технического зрения для определения профиля колеса, пульт управления для путевых машин, гайковерт с гидроприводом для различных типов рельсовых скреплений.

Институт является ведущим центром испытаний специального подвижного состава. Практически все современные путевые машины, эксплуатируемые на российских железных дорогах, проходили те или иные виды испытаний в Коломне, что наряду с обеспечением требований безопасности позволило существенно улучшить технические параметры специального подвижного состава.

2007 году

Коллективом ВНИКТИ в сотрудничестве с Самарским научно-техническим комплексом им. Н.Д.Кузнецова, ОАО «Уралкриомаш»(г. Нижний Тагил), Воронежским тепловозоремонтным заводом создан первый в мире опытный образец магистрального газотурбовоза мощностью 8300 кВт.

2014 году

Спроектирован и построен Маневровый тепловоз ТЭМ19 с газопоршневым двигателем мощностью 880 кВт, который работает на сжиженном природном газе. Конструктивные особенности ТЭМ19 позволяют снизить выбросы вредных веществ в атмосферу. При эксплуатации ТЭМ19 затраты на энергоресурсы уменьшились до 20 % в год.

Учеными института совместно с коллегами из АО «НИИАС», ООО «Сименс» и АО «Людиновский тепловозостроительный завод» в короткий срок был спроектирован и построен маневровый тепловоз ТЭМ7А с интеллектуальной системой управления, способный в автоматическом режиме работать на сортировочной станции нового поколения.

2020 году

Специалистами АО «ВНИКТИ» по заказу АО «ФГК» спроектирован скоростной шестиосный 80-футовый вагон-платформа модели 13-6704 на сварных трехосных тележках модели 18-6731 для перевозки крупнотоннажных контейнеров с конструкционной скоростью 140 км/ч и общей грузоподъемностью 75 т.

2021 году

Специалисты института приступили к разработке тепловоза ТЭМ14АМ с уровнем автоматизации УА4 (система управляет локомотивом в полностью автоматическом режиме, присутствие человека на борту не требуется).

Настоящее время

Для достижения целей в области устойчивого развития холдинга ОАО «РЖД» институтом совместно с ИЦ ЖТ и ВНИИЖТ прорабатывается проект «зеленых» технологий по применению водородного топлива на ПС. В частности рассматривается вариант создания гибридного маневрового водородного локомотива на базе тепловоза ТЭМ10.

Институтом реализуются проекты по автоматизации управления ПС. Для возможности беспилотного управления локомотивом сотрудниками института разработана и поставлена на производство микропроцессорная система управления локомотивом. К 2024 году планируется запуск в эксплуатацию пяти локомотивов с уровнем автоматизации УА4 по всей станции Лужская Октябрьской ж.д. С 2025 года начать тиражирование данной технологии на других сортировочных станциях ОАО «РЖД».

Ведутся исследования по разработке низкопольной платформы колодезного типа с возможностью размещения в два яруса съемных кузовов (континентальных контейнеров).

Фото ВНИКТИ Фото ВНИКТИ Фото ВНИКТИ Фото ВНИКТИ Фото ВНИКТИ Фото ВНИКТИ Фото ВНИКТИ Фото ВНИКТИ Фото ВНИКТИ Фото ВНИКТИ Фото ВНИКТИ Фото ВНИКТИ Фото ВНИКТИ Фото ВНИКТИ Фото ВНИКТИ Фото ВНИКТИ Фото ВНИКТИ Фото ВНИКТИ